Решения ЕГЭ по математике и другим предметам: как быстро подготовиться

фoтo: Eвгeний Сeмeнoв

Мaтeмaтикa, тoчныe и eстeствeнныe нaуки

Пo мнeнию учитeлeй aлгeбры и гeoмeтрии, дaжe сaмыe прoдвинутыe учaщиeся чaстo дoпускaют смeшныe пустякoвыe oшибки. Пoэтoму сoвeт нoмeр oдин: нaкaнунe экзaмeнa пoвтoрить прoстыe и дeсятичныe дрoби, вспoмнить, кaк иx склaдывaть, вычитaть, умнoжaть и дeлить — сaмыe прoстыe примeры.

Сoвeт нoмeр двa: вo врeмя экзaмeнa нe склaдывaть числa в умe, все выполнять письменно, не полагаться на память и внимание в этот день.

Третий совет: спокойно подумать и перечитать задачу, прежде чем написать ответ. Убедиться, что вы отвечаете именно на поставленный вопрос, а не на тот, который созрел у вас в голове. И самое главное – не торопиться, все 100 раз проверить, просмотреть, особенно те задания, в которых сомневаешься.

Рассказывает учитель математики Алевтина Ивановна: «Я всегда требую от детей, чтобы они писали шпаргалки. Рука пишет – голова запоминает.

На шпаргалках должны быть выписаны сложно запоминающиеся формулы, в частности те, что касаются объема шара и его секторов. Такие задачи на ЕГЭ вызывают у выпускников сложности, на них приходится большой процент ошибок.

Разработчики экзамена каждый год придумывают что-то новенькое с этим шаром, изобретают задачи с изюминкой, на которой дети спотыкаются. Те же рекомендации касаются физики, химии, информатики, биологии. Любой трудно запоминающийся материал нужно брать на карандаш».

Конечно же, брать с собой на ЕГЭ шпаргалки нельзя, их написание — это просто способ повторения.

«Пожалуйста, решайте квадратные уравнения через дискриминант. Многие ученики стараются обойти сложности и прибегнуть к теореме Виета, и сами себя подводят, получают неверный ответ, — продолжает Алевтина Ивановна. — Что еще посоветовать? Внимательно читать задания и приходить на экзамен сосредоточенными и выспавшимися. Не надо ночью сидеть и что-то наверстывать, бесполезно. Родители должны проследить, чтобы ребенок спал и ел.

Однажды одна ученица на ЕГЭ упала в голодный обморок. Я дежурила тогда на экзамене, и поэтому сопровождала эту девочку в больницу. Оказалось, она вообще не ела утром в день экзамена и накануне вечером, сидела на какой-то диете. Родители, пожалуйста, относитесь к выпускникам повнимательнее».

Русский язык, литература и иностранные языки: игра на нервах

Учителя-словесники советуют максимально быстро пройти тестовую часть, чтобы больше времени осталось для сочинений и написания текстов.

Заполнение тестов можно довести до автоматизма, особенно если ученик готовился к ЕГЭ целый год. Тогда он потратит на них 40-45 минут, а остальное время у него останется на творческий процесс.

Но когда осталось 2-3 дня до экзамена, подготовиться к этим предметам «с нуля» невозможно. И бесполезно полностью повторять всю школьную программу, поскольку она необъятна.

«За несколько дней до ЕГЭ нужно повторять то, что в течение года подготовки вызывало у ребенка сложности, те тестовые вопросы, в которых он регулярно допускал и допускает ошибки, — советует учитель-словесник Александра Николаевна, — А если тесты он заполняет хорошо, то пусть сосредоточится на сочинениях. Это самая сложная часть экзамена.

Как правило, начало и заключение ребята пишут лучше, чем основную часть сочинения. В основной части от них требуются аргументы, которые они должны доказать, опираясь не только на исходный текст, но и дополняя письменную работу своими примерами. Это достаточно трудно, потому что схема очень четкая, а рамки жесткие. Есть структура, нет возможности для полета фантазии.

Выпускники, готовясь к сочинению, учатся быть логичными и убедительными. И не стоит пугаться темы. Нужно хорошенько подумать, о чем тут должна идти речь, не торопиться. Ребята испытывают очень большой стресс, поэтому допускают «ляпы».

Один мой хороший ученик в сочинении о духовном мире человека написал, что его внутренний мир – это то, что у него находится в голове. И много таких примеров, когда весь год человек занимался хорошо, а на ЕГЭ получил низкий балл из-за своего сиюминутного состояния.

Очень часто экзамен – это не проверка знаний, а испытание нервной системы учащихся. У кого нервы крепче, тот выдает лучший результат. Поэтому нужно не только набивать руку, заполняя тесты, но и укреплять нервную систему. Спать и давать себе отдых. Стоит перед ЕГЭ выписать куда-то литературоведческие термины. Те, которые сложно запоминаются, в которых ученик путается, например, «метонимия», «градация»».

Учителя иностранных языков считают, что фактор стресса на ЕГЭ по их предмету играет значительную роль. Вдруг забываются давно знакомые слова, вдруг возникают сложности с переводом текста. Прийти на экзамен по иностранному языку школьник должен если не в нирване, то в состоянии полного, (насколько возможно) спокойствия. Тут очень важен настрой в семье и правильный режим дня.

История и обществознание: учим всей семьей

«История за три дня? – смеется учитель истории Юлия Васильевна, — Как минимум, нужно пройти курс средней школы и стабильно успевать по этому предмету. А изучить историю страны за три дня, не имея представления о смене эпох, не помня ни одной даты, ни одного ключевого события – это нонсенс.

Что же касается времени на подготовку к ЕГЭ по истории, я назову стандартный срок: один год. За это время можно повторить программу средней школы, научиться грамотно проходить тесты.

В то же время все относительно. В моей практике был один случай, когда в мае ко мне обратилась девочка, записавшись на ЕГЭ по истории «про запас». Она весь год не готовилась, будучи уверенной в том, сдавать историю ей не придется. И вдруг решила подать документы в вуз, где требовалась история, попросила меня подготовить ее.

Я очень скептически отнеслась к этой идее, времени совсем не оставалось. За 4 урока галопом повторили материал до 19 века, а дальше она занималась сама. Накануне экзамена я посоветовала: «_наешь, не ходи, вряд ли что-то получится». Но она сдала историю на вполне сносный балл, а в сумме с ее почти 100-балльным русским и таким же иностранным языком, она получила хорошую цифру, которая дала ей возможность поступить в желаемый вуз.

Поэтому все очень индивидуально, иногда ученик способен горы свернуть. Что я могу посоветовать тем, у кого до экзамена остались считанные дни? Пусть дети попробуют проходить тесты по истории вместе с родителями. Объясню, почему. Там где есть пробелы у нынешних детей, у старшего поколения, наоборот, хорошие знания. Это касается эпохи Великой Отечественной войны, послевоенной истории СССР.

Проходя с родителями ЕГЭ по истории, дети будут запоминать факты, о которых хорошо знают и помнят члены их семьи. В то же время, представители старшего поколения приятно удивятся тому, как отпрыск хорошо знаком с историей Киевской Руси и периодами правления русских царей. Такая же ситуация с обществознанием. То, что для ученика – открытие, для родителей часто рутина и очевидные вещи. Особенно если кто-то из родителей — юрист».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.